По данным, приведенным авторами концепции, сейчас в России проживет больше 30 миллионов несовершеннолетних. 27 миллионов из них — 89,4 процента — активно пользуются интернетом.
«Современные дети — первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий, — отмечается в документе. — В своих привычках, ценностях и поведении в сети «Интернет» эта группа принципиально отличается от представителей более старшей аудитории (18—45 лет). Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры».
Основные угрозы детской психике авторы концепции видят в «высокой анонимности интернет-пространства» в сочетании с нестабильностью эмоциональной сферы у детей и их неспособностью критически оценивать информацию. Отсюда — «неправильное восприятие традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (они в документе идут на первом месте), депрессивное состояние и девиантное поведение, в том числе агрессия по отношению к самим себе и окружающим. Кроме того, особое внимание в концепции уделяется стремительному развитию мессенджеров, с помощью которых детей могут «вовлекать в протестные акции», а также потенциальным сливам в интернет персональных данных самих детей и их родителей, которыми потом могут воспользоваться мошенники.
«Несмотря на наличие правового регулирования, позволяющего оперативно реагировать на распространение информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обеспечения информационной безопасности детей можно достичь исключительно во взаимодействии с родительским сообществом, — отмечают авторы документа. — Посредством проведения информационных кампаний, постоянного информирования о существующих возможностях услуги «Родительский контроль», а также привлекая общественные и отраслевые организации в целях мониторинга сети «Интернет» на предмет наличия деструктивной информации».
В целом методы, которые предлагают авторы концепции, стандартные: расширение практики межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в предупреждении социально опасного поведения детей; развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики противоправного поведения подростков в сочетании с воспитательным воздействием в образовательных организациях и так далее. Кроме того, особое внимание советуют уделять поиску и удалению запрещенных сведений — от призывов к суициду и насилию до демонстрации однополых сексуальных отношений, а также «информации, способной вызвать у детей желание сменить пол». Также в концепции в список потенциальных угроз впервые включена «информация, содержащаяся в сообщении, созданном иностранным агентом».
К просвещению и защите детей предлагают привлекать журналистские сообщества, волонтерские организации и родительские сообщества, а также выделить дополнительные деньги из бюджета на компьютеризацию детских и юношеских библиотек. Также особые факультативные курсы и предметы, посвященные цифровой безопасности, могут включить в школьную программу.
Значимость концепции высоко оценили в Госдуме. Так, по словам зампреда Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, дети уже в начальной школе должны понимать, что их безопасность зависит не только от взрослых, но и от них самих. «Я считаю, это важный документ. Безопасность детей — приоритетная тема. С учетом тех вызовов и угроз, которые мы наблюдаем, дети с малых лет должны учиться грамотно вести себя в интернете, чтобы не подвергать опасности себя и свою семью. Им нужно объяснять, что они тоже несут ответственность за свои действия», — сказал депутат.
Поддержала инициативу и первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. «Полностью поддерживаю! Давно работаю с родительским и педагогическим сообществами, с учениками по этой теме и хорошо знаю о проблеме», — сказала депутат.
Лантратова отметила, что вместе с ростом числа пользователей интернета увеличилось и количество опасного дестабилизирующего контента в Сети. А современные дети именно там проходят свою социализацию и зачастую начинают использовать интернет еще до того, как научатся критически воспринимать информацию в Сети. Поэтому работа по этому направлению должна быть комплексной, с вовлечением как педагогов, так и родителей, уверена депутат.
«Понятно, что результат будет виден не сразу, цифровой безопасности нельзя обучить за несколько уроков. Но таким путем мы сформируем людей, которые смогут комфортно и безопасно чувствовать и вести себя в новой цифровой среде», — подытожила Лантратова.
Утверждение Концепции — важное решение, уверен зампредседателя Совета по развитию цифровой экономики, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин: «Сейчас дети становятся все более активными пользователями интернета. Возрастает их уязвимость перед информационными угрозами, такими как кибербуллинг, киберпреследования, кибершантаж».
По словам сенатора, государство и общество в целом должны работать вместе над созданием «островков безопасности» для ребят в онлайн-среде.
Источник: Парламентская газета